FREE WIND FW

+7 963 773-64-27

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Под парусным вооружением на озере Волго

В конце июля я решил сочетать подвернувшийся небольшой отпуск с, так сказать, рабочим моментом. Друзья предложили поехать отдохнуть на озеро Волго в Тверской области. Как раз в те места, где мы уже были в прошлом году, и где мною было опробовано производимое нашей фирмой «Вольный ветер - ВВ» парусное вооружение VC-1 (подвесной парус). Тогда никаких неожиданностей в эксплуатации парусного вооружения мною обнаружено не было. Ходил под парусом на нашей «испытательной платформе» - надувной моторной лодке «Фрегат-280Е».


Единственное, что тогда было дополнительно испробовано — так это использование экспериментального мини-стакселя. Этот совет нам в свое время дал болгарин Христо Пашов, плававший в стародавние времена с таким вариантом парусного вооружения на Черном море.


Маневренность даже резиновой лодки со стакселем действительно заметно улучшилась. Но мы бы не рекомендовали такой вариант неопытным парусникам или тем, кто не так часто пользуется парусным вооружением. На наш взгляд это снижает безопасность плавания, так как раздваивается внимание при управлении с двумя полотнищами паруса и между дополнительными снастями.

На этот раз решено было взять с собой для сравнительных испытаний прообраз нашего паруса — парусное вооружение, выпускавшееся в стародавние советские времена Тюменским моторным заводом. Прихватил только с собой пошитое в нашей мастерской полотнище паруса вместо того, что было в комплекте тюменского парусного вооружения. Старый парус поистрепался, да и качество ткани, на мой взгляд, уступает используемому нами. Два комплекта парусного вооружения для испытаний, к сожалению, не позволила взять грузоподъемность автомобиля.


По прибытии на озеро нас ожидал приятный сюрприз — у берега стояла классическая гребно-моторная лодка, хоть и очень старенькая, но вполне пригодная для наших целей. На сильно проржавевшей табличке удалось разобрать, что она допускает установку подвесных моторов до 8 л.с. Что это за лодка — определить не удалось, но знатоки опознают ее на прилагаемых фото. Так что на этот раз мне удалось поплавать под парусным вооружением на обоих типах судов.

Что можно сразу сказать? Жесткая лодка, конечно, под парусным вооружением идет лучше, чем надувнушка. Быстрее набирает ход, при одинаковой силе ветра скорость движения выше. Маневренность так же лучше, хотя в ряде случаев мне все же пришлось для выполнения поворота воспользоваться веслом.


Мы обещали одному из наших покупателей испробовать вариант парусного вооружения с «длинным» румпелем. Именно такой и стоит на старом тюменском парусном вооружении. Поскольку плавали на этот раз на обоих типах лодок, то, в целом решили, что неудобств тут больше, чем комфорта. Никак не удавалось нормально усесться, румпель, что называется, путался под руками. В некоторой степени комфортнее было на надувнушке — можно было спокойно сидеть на бортах. В классической же лодке на борт ведь не сядешь: узко и валко. А поперечная банка позволяла усесться только спиной к движению, либо надо было присаживаться на корточки на сланях. Тут я с тоской вспомнил лодку своей юности гребно-моторную картоп-лодку «Романтика», на которой впервые поплавал с парусом Катайнена. У нее стационарная банка была продольная, и помимо этого была еще очень удобная передвижная банка-блок плавучести. Такая бы мне сильно пригодилась в данном случае.

Неожиданно всплыли кое-какие минусы старого парусного вооружения Тюменского завода по сравнению с подвесным парусом, выпускаемым «Вольным ветром-ВВ». Речь идет о недостаточной степени затяжки станка парусного вооружения из-за слишком коротеньких ручек струбцин и относительно небольшого диаметра их тарелок. У меня дважды при резких порывах грозового ветра, как на надувнушке, так и на классике, срывало парус с транца. С парусным вооружением VC-1, оснащенным стальными струбцинами, большими тарелками и удлиненными ручками такой проблемы при сильных ветрах не было, так как момент затяжки здесь значительно сильнее и крепеж надежнее. А эксплуатация, обращаю внимание, проходила в практически сходных условиях, в том же месте и на той же акватории.


Но, как говорится, нет худа без добра. Во-первых, происшествие помогло осознать пользу неукоснительного соблюдения инструкции по эксплуатации. При установке парусного вооружения на обе лодки я каждый раз, согласно инструкции, крепил дополнительно станок подвесного паруса шкотом за проушины транцев. Что в обоих случаях предотвратило утерю подвесного паруса. Сама подвеска осталась в пределах корпуса лодок, в воду погрузилась только мачта с парусом.


А второй положительный момент — приобретенный опыт подъема парусного вооружения из воды. Вы никогда не пробовали вытащить из-под воды даже просто раскрытый зонтик? Тот еще труд. Так что, если вдруг парусное вооружение сорвет с транца, не паникуйте и не пугайтесь — вы целы, лодка не опрокинулась, а это самое важное. Первым делом аккуратно отсоедините шкот шпринта и поднимите его в лодку. Опорная площадь «парусного мешка» в воде уменьшится сразу на половину. Затем можно еще отсоединить от мачты вилку гика. После чего парусное вооружение легко поднимается в лодку, и дальше действуйте по обстановке. Лично я затащил в лодку мачтовую часть с полотнищем паруса, а подвеску с рулем-швертом уложил на транец лодки. Затем спокойно на веслах дошел до ближайшего берега, поставил всю конструкцию обратно и поплыл дальше. Крайне не рекомендую пытаться устанавливать парусное вооружение прямо на воде. Особенно на небольших по размеру лодках. Когда речь идет о личной безопасности суетиться и спешить ни к чему.


А в целом, даже со старым тюменским парусным вооружением, в этот поход я получил огромное удовольствие, походив под парусом на двух типах лодок. Нам надо будет еще поработать с проблемой длинного-короткого румпеля, ведь лодки бывают самые разные по конструкции и габаритам, на которые можно было бы установить наш подвесной парус. Желаю всем счастливого плавания!

 

Видеогалерея

Испытания подвесного паруса

Пироговское водохранилище,

р.Волга,2011 г.